Валентин Гафт – наполненный любовью, но теряющий силы
28.07.2020Валентин Гафт много сил и жизненной энергии потратил при постановке спектакля «Пока существует пространство». Первый показ состоялся в театре «Современник». Процесс был важен для Валентина Иосифовича, ведь он сыграл главного персонажа и выступил автором. Постановка оказалась очень сложной для самого режиссера и актерского состава, ведь на сцене происходит реальная коммуникация зрителя и актера, затрагивая самые откровенные темы. Они интересуются, почему мы так часто врем и пренебрежительно относимся к проявлению любви.
Предлагаем вам вникнуть в слова великого гения. Его речь можно разбирать на цитаты.
— Вы говорили в предыдущем интервью, что О. Остроумова, ваша супруга, — святой человек без минусов. Поменялись ли у вас представления о любви и чувствах спустя столько вместе прожитых лет?
— Я не замечал этого. Силы, конечно, исчезают, но привязанность к человеку остается.
— На тему любви часто рассуждают: кто-то утверждает, что нужно быть везучим, чтобы встретить свою половину, а кто-то считает, что для хороших отношений необходим ежедневный труд. Каково ваше мнение?
— Любовь – понятие неоднозначное. Некоторые пары ищут в ней веселье, кто-то влюбляется с первого взгляда, а кому-то просто хочется быть счастливым и нужным. Любовь, я считаю, это мимолетное чувство, но от этого его цена только повышается. Действительно повезло тем людям, которые хоть раз его испытывали.
— В современном мире царит раскрепощенность, любовь часто сравнивают с сексом. Старшее поколение удивляется такому подходу молодежи. Вот, например, З. Кириенко уверяет, что физиологические позывы не могут управлять человеком, поэтому и секс не является смыслом любви. Согласны?
— Отрицать секс не стоит, это равносильно ампутации печени или почек. Человек не способен существовать в этом мире без каких-либо органов!
Но есть и духовная любовь. Что такое любить нутром? Это понимать благоверного с полуслова, а получать что-то взамен. Любовь станет масштабным событием при таком подходе.
Любовь способна открыть талант или вылечить человека от страшного недуга. Вы только представьте себе, что женщины всю жизнь ухаживают за лежачими мужьями, которые и думать не могут о сексе. Тут живет любовь? Конечно! Женская любовь способна транслироваться через мудрость и теплоту.
Раз тема зашла об интиме… Что творится сейчас на сцене? Почему все актеры оголяются? Любопытство других людей побуждает их делать это. Тут о любви и говорить не стоит, слишком разные понятия.
Когда человек отправляется в туалет, он прикрывает за собой дверь. Нынешние режиссеры рушат стереотипы и оставляют ее открытой, даже когда занимаются «этим».
— Почему они так поступают? Зачем подглядывают?
— Талант часто сравнивают с «достижениями». Я считаю, это современные «экспериментаторы» ушиблись головой, их, наверное, сбил на дороге автомобиль. Они несут на сцену не прекрасное, а то – что валяется в мусорной ведре. Раскопки в грязи могут натолкнуть на забавную мысль, но это не считается достижением. Разве можно назвать достижением, если один актер гадит на сцене, а второй – изучает продукт его опорожнения. Что там интересного? Человек от этого становится более образованным?
Гоголь и Пушкин дали жизнь высокой комедии и высокой трагедии. Их рассказы органичные, своеобразное откровение на тему преимуществ и недостатков людей. Когда человек отдает предпочтение Пушкину и его произведениям, он растет. Он смотрит спектакли и становится духовно богатым.
— Современные режиссеры позволяют себе издеваться над гениями отечественной литературы.
— Это проявление бездарности. Они – бездарны, а считают, что добились успеха. Я уверен, что таким способом эти особи прикрывают свое хамство с наглостью, привлекая поклонников ремесла. Свобода в творчестве – понятие спорное. Сейчас нет цензуры, сверху никто не указывает и не запрещает. Талант определяет возможности. Серьезный театр ни за что на свете не согласится изувечить Гоголя, это крах.
— Вы считаете, что отсутствие цензуры вредит театру?
— Свобода – это отлично. Отсутствие рамок приносит хорошие результаты, век суррогатных режиссеров не будет длиться вечно. Вскоре все нормализуется!
— Почему же?
— Наша страна полна талантов. У нас есть прекрасный театр. Россия богата на хороших, интересных людей. Вот смотришь новости и восторгаешься тем, какие таланты живут вокруг нас. Люди танцуют, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах. Их талант не может руководить культурой, ведь все зависит от чиновников и директоров. Пять певцов могут исполнять одну и ту же композицию. Ну, хорошо, пусть поют! Но существуют ведь более талантливые люди, а их не видать. Нужно грамотно подходить к отбору артистов, искать таланты и мотивировать их развитие. Сцена любит достойных.