Реальные люди! Прототипы карточных фигур
12.03.2020Думаю, многие из вас знакомы с карточной колодой, созданной фирмой «Русский стиль». Эти карты были популярными в советские годы, да и после распада страны были почти у каждого жителя СНГ. Но вы не задумывались над тем, что у валетов, дам, королей, которые смотрели на вас с карт, были реальные прототипы, которые были членами семьи Романовых или приближенными к ним людьми. Это выглядит парадоксально, учитывая то, что карты с царскими героями выпускались в эру большевизма. Ведь все, что имело связь с Российской империей, в годы существования СССР жестко пресекалось.
В 1903-м году состоялся бал Романовых, один из последних перед закатом этого царского рода. На этот бал люди приходили в элегантных пышных одеяниях, которые напоминали о величии Романовых. Костюмы были оздоблены драгоценностями, жемчугом, вышивкой. На этом мероприятии были фотографы, которые смогли запечатлеть пышно одетых мужчин и женщин. И именно эти кадры в дальнейшем были использованы для создания колоды карт.
Тузы были оформлены щитами, которые были окружены традиционными доспехами Российской империи.
В советские годы по созданным эскизам художник Юрий Иванов нарисовал копии фотографий, которые потом были использованы для печати на игральных картах. Таким образом, карты пестрили портретами знатных особ дореволюционного времени, а червовый король, по слухам, был перерисован с самого царя Николая Второго.
Давайте посмотрим на прототипы других карточных карт. Вот, например, прототипом бубнового валета стал князь Андрей Владимирович, который был облачен в одежду из соколиной шкуры.
А бубновая дама была срисована с графини Александры Дмитриевны Толстой, которая была фрейлиной в покоях императриц рода Романовых. Она изображена в роскошном костюме семнадцатого века.
Бубновым королям стал статский советник императорского двора Николай фон Гартонг, который также облачен в боярское одеяние.
Трефовый валет – это образ князя Михаила Александровича, который был младшим братом царя. Он изображен в наряде, в котором ходил на охоту.
Прототипом трефового короля стал адъютант и главнокомандующий Петербургской гвардией граф Граббе в костюме образца середины семнадцатого века.
Червовый валет срисован с адъютанта и лейтенанта при царской армии, Николая Александровича Волкова, который запечатлен в боярском костюме.
Ну и венчает эту колоду карт червовый король, прообразом которого выступил сам великий царь Николай Второй.
Каждый из костюмов был венцом работы портных того времени, в которую они вложили всю свою душу. Безусловно, в советские годы выпускались и другие карточные колоды, но именно эта полюбилась многим за прекрасную отрисовку персонажей. И никого не смущало, что они принадлежали к царскому роду. Да об этом никто и не задумывался.
Прототипом пикового валета стал штабс-ротмистр в эскадроне Кавалергардского полка Александр Николаевич Безак, облаченный в дворянское одеяние.
А вот образа роковой пиковой дамы удостоилась Зинаида Юсупова, которая была графиней в царских покоях.
Прототипом пикового короля стал сам царь Иван Васильевич Грозный
А прообразом трефовой дамы была княгиня Елизавета Федоровна, являвшаяся старшей сестрой императрицы. Она предстала перед нами в княжеском наряде образца семнадцатого века.
Вот так вот оказывается, что привычные нам портреты на карточных колодах оказались вполне реальными персонажами царских времен. И именно таким образом они сохранили память о себе. Кто бы мог подумать, не правда ли?