О том, как отвечать на критику и претензии в свой адрес
04.06.2019Все это не ново – еще древние говорили, что лучший способ защиты – это нападение. Такая тактика работала тогда и работает в наши дни. Правда, нападать тоже можно по-разному. И формула: «Сам такой!» тут не работает. Но если знать, как пользоваться специальным алгоритмом, то можно, что называется, снять все вопросы.
Итак, как же следует реагировать на критику, чтобы, в конце концов, у ваших оппонентов отпали все претензии? Отвечаем: до моральной победы над тем, кто вас критикует всего три шага. А сказочная формула выглядит примерно так: Да, но – давайте.
Итак, начало. Да!
Если уж кто-то решился высказать вам свое «фе», то у него, надо полагать, все-таки есть для этого хоть какие-то основания.
Поэтому, услышав критику в свой адрес, первым делом возьмите себя в руки. Каждый имеет право высказать свое мнение. И предъявить претензии. Тем более, что сама по себе претензия предполагает дальнейший диалог. То есть, говоря вам, что ему что-то не нравится, ваш собеседник надеется на конструктивный разговор. А это уже хорошо – гораздо лучше, чем замалчивать проблему и копить недовольство.
Так что, замечания в свой адрес выслушивайте спокойно и с должным вниманием. И можно даже продемонстрировать некое подобие согласия. Просто скажите, что признаете этот разговор необходимым. Дескать, это действительно важный вопрос. Этим вы ставите своего оппонента в тупик. Ведь подсознательно он ожидает от вас совсем другой реакции. Вы как бы обезоруживаете собеседника.
Например, в ответ на критику по поводу плохой работы вверенного вам отдела можно сказать что-то вроде:
— Мне жаль, что не пока еще не все мои подчиненные работают в полную силу. Благодарю за то, что указали нам на недостатки.
А дальше лучше сказать что-то вроде: «Может быть, нам стоит обсудить это и поговорить о конкретных недочетах?»
Таким образом, конструктивный диалог будет обеспечен.
Следующий шаг. Но!
Тут вы можете высказать и свою позицию, причем она вовсе не обязана совпадать с позицией того, кто вас критикует.
Вежливо и тактично, но дайте ему понять, что у вас тоже есть собственное видение ситуации. И никаких оправданий или обвинений в ответ. Например, чего-то вроде: Попробовали бы вы сами поработать с такими кадрами!» Только весомые аргументы!
Ну, хотя бы что-то такое: «Да, я согласен, не все мои сотрудники еще полностью вникли в ситуацию. Причина, видимо, в том, что половина штата набрана меньше месяца назад».
Имейте в виду: именно это ваше «Но» не позволит вам оказаться в позиции оправдывающегося и извиняющегося, а главное, в позиции по-настоящему виноватого сотрудника.
Третий этап: Давайте!
В смысле, давайте договариваться по поводу дальнейших совместных действий.
Ваш собеседник должен понять, что вы собираетесь не противостоять, а — наоборот — искать пути решения проблемы, которые устроили бы и вас, и его. При этом нужны конкретные предложения. Например: «Если вы не возражаете, мы могли бы проводить совместные совещания, чтобы люди быстрее адаптировались к вашим требованиям»
Словом, формула «Да – Но – Давайте» позволяет не только избежать конфликтов, но и найти пути решения проблем.
Людям свойственно ошибаться
При этом не следует забывать, что каждый из нас вполне может позволить себе ошибиться.
Поэтому любую критику в свой адрес стоит воспринимать, как некое указание на возможные ошибки. Увы, многие люди почему-то уверены в собственной правоте настолько, что не допускают даже мысли о том, что они тоже могут делать что-то не так. Поэтому любая, самая деликатная критика воспринимается ими, как настоящая трагедия. А вот этого-то как раз и не нужно. Иначе, ни о каких конструктивных диалогах не будет и речи, и ситуация просто зайдет в тупик – со всеми вытекающими из этого последствиями.