Из первых уст: как устроен мир театра и кинематографа

06.08.2020 Выкл. Автор Tanya
Из первых уст: как устроен мир театра и кинематографа

Я вступила на творческий путь в 17 лет. Когда я стала студенткой театрального института, я была уверена в том, что актеры – гордые, возвышенные, вечно занятые, ухоженные и особенные люди. У них всегда есть много денег, и они никогда не думают об акциях на йогурты и бесплатной парковке.

Мне уже 25 лет. Сейчас я актриса в хорошем театре и даже снимаюсь в кино. Неизвестных актеров оказалось очень много, и практически никто из них не богат, они также ищут на полках акционные йогурты, как и я. Я от этого не становлюсь менее счастливой, ведь в моей профессии есть много бонусов, которые перекрывают финансовые трудности. Я никогда не жалела, что выбрала именно актерскую деятельность и не разменивалась на скучные и прибыльные аналоги.

Год назад я создала канал в Телеграмме под названием «Неизвестная актриса». Здесь я рассказываю подробности из жизни актеров. Сегодня я хочу поделиться тонкостями актерского мастерства, рассказать о проблемах и доходах, о трудностях и умениях актеров.

Зарплата

Ставка – это выплата за один день съемок. Она напрямую зависит от востребованности артиста, его популярности. В полнометражных фильмах всегда платят больше, а вот на съемках сериалов экономят. У известных актеров дневная ставка стартует от 500 000 рублей, а у новичков – от 15 000 рублей. Кроме этого, нужно понимать, что съемки – дело сезонное. Снимаешься – откладываешь все деньги, ведь вдруг тебя перестанут приглашать на проекты, нужно будет на что-то жить.

Жить на одну театральную зарплату нереально. Она – фиксированная, некоторым театралам выдают надбавки за спектакли. В самых известных столичных театрах ставка актера в месяц примерно 35 000 рублей, в других театрах может быть и больше, но репертуар там скучный и однообразный. Люди смотреть даже бесплатно такое не хотят. Соответственно, актер должен выбирать либо богатство, либо идею. Если ты выбираешь второе, то сможешь друзей позвать на премьеру, если первое – лучше не позориться. Я выбрала безденежье, поэтому летом снимаюсь в кино и зарабатываю, в сентябре живу на широкую ногу, а все остальное время – считаю копейки и пью кофе из автомата.

Дни съемок

«Смена» длится не менее двенадцати часов. Если твой герой появляется лишь раз, тебе не обязательно целый день торчать на съемочной площадке, оплата все равно начисляется за всю смену. Это классно! Я иногда в 11 утра была уже абсолютно свободной, при этом заработав 20 000 в карман.

Бывают дни, когда снимают только твоего персонажа. Приходится целый день повторять одни и те же слова, снимать крупные и общие планы, прикладывать максимум усилий, чтобы режиссер наконец-то получил желаемый результат. И рыдать приходится, и умирать, и целовать стариков…

А если актер забывает слова…

Артисты знают не понаслышке, что такое «белый лист». Такой термин используют актеры, когда вдруг забывают все слова. Честно? Это провал. Меня начинает бросать в дрожь, когда я вспоминаю свой первый и единственный, слава Богу, «белый лист». Если диалог – можно выкрутиться, а вот с монологом дела обстоят похуже.

В моем роковом спектакле был монолог, большой текст почти на 20 страниц. В зале был один зритель, который хорошенько выпил перед спектаклем, и захотел пообщаться. Сначала он довольствовался контактом с другими зрителями, а потом решил добраться до актерского состава. Зал был небольшим, поэтому даже малейший шорох был слышен. Его разговоры так меня сбивали с толку, что на второй странице я познакомилась с «белым листом».

Я остановилась, вздохнула и замолчала – длилось это две минуты, а мне казалось, что вечность. Я до сих пор не знаю, что подумали зрители, но интрига нарастала. Я так и не смогла вспомнить несколько предложений, поэтому продолжила с того места, которое вспомнила.

Как мне было стыдно! Я даже не хотела выходить на поклон. Я надеюсь, в моей жизни такое больше не повторится.

Поцелуи и обнаженные сцены

Мужчины вообще не переживают по этому поводу. Артистки делятся на несколько категорий: одни не соглашаются из-за принципов и веры, другие согласны на все ради карьеры, третьи перекидывают свои обязанности на других.

Разница между обнаженными сценами в кино и театре существенная. На театральной сцене раздеться намного сложнее, ведь тебе нужно обнажаться на каждой репетиции и ты не имеешь времени настроиться, чтобы снять одежду. Если на этапе репетиций ты проявишь робость, замена актера гарантирована. Надо решать: или соглашаться, или вообще не участвовать в подобных спектаклях.

В кино снимать обнаженные сцены намного легче – отработал пару дублей и свободен. У актера есть время собраться и настроиться, тем более режиссер выгоняет всех посторонних со съемочной площадки. Алгоритм действий строго обсуждается, часто голое тело даже незаметно в кадре. Если тебе говорят, что будет видно лишь спину, значит – будет видно лишь спину. Ты хоть и раздеваешься полностью, но не робеешь от неловких движений перед живым зрителем.

Не все хорошие актеры умеют оголяться, поэтому не стоит переживать.

Слезы

Не настоящие слезы, которые специально капают в глаза, текут неестественно, поэтому режиссеры просят актеров плакать природным путем. Слезные карандаши раздражают кожу, потом проблем столько, что за голову хватаешься. Кроме этого, он не на всех действует, некоторым так и не удается заплакать. Один парень пробовал мазать глаза «звездочкой», слезы полились, но он сжег всю оболочку.

Вариантов есть много, но все они не безопасные. В нормальных фильмах актеры стараются плакать сами. Например, Е. Миронов умеет закатывать слезную истерику по щелчку, ему и готовиться не надо.

Серьезные кадры уверены, что если вжиться в роль и принять все обстоятельства к сердцу, то слезы сами потекут. Только черствые люди имеют с этим проблемы.

Как выучить столько текста?

Нас учили запоминать текст еще в институте, задавали много, а сдавать приходилось в короткие сроки. Мозг адаптировался, и на старших курсах уже было легко. Чтобы попасть на пробы нужно выучить текст из двух-трех сцен, мне на это хватает десять минут. Потом не вспомню, но зачем оно мне? На спектаклях еще проще, ведь текст постоянно повторяешь на репетициях. Гоголя и Горького учить сложно, остальное – ерунда.

Почему русские фильмы часто недотягивают до уровня?

Хорошие фильмы часто снимают за маленькие деньги или вообще без них. Можно лишь вспомнить «Аритмию». Там люди не делят деньги, и получается хороший результат. Продюсеры часто думают не о том, как создать шедевр, а о том, как заработать побольше денег. Пока они не поменяют свой подход, ситуация с отечественным кинематографом не изменится.

Я очень переживаю за будущее театра и кино, но мне приходится участвовать в сомнительных проектах из-за денег. После таких съемок я могу плакать сутки напролет, но выхода нет. Й. Лантимос не берет меня к себе, поэтому приходится довольствоваться тем, что имею. А сидеть на месте и ждать лучшего варианта – это провал для актера.

Стоит ли подходить к актерам на улице?

Если вас интересует только совместное фото или автограф, то лучше не надо. Актеры устают от этого, а бумажка с подписью вам не принесет удачу, уж поверьте. Зачем напрягать человека в свободное время? Новичкам нравится фотографироваться с поклонниками, а бывалых артистов это раздражает.

Если хотите выразить почтение, сказать что-то приятное, обязательно подходите. Все актеры – чувствительные и ранимые люди, которые радуются каждому комплименту. Однажды у нас был полный провал на спектакле, прямо отвратительная игра. Шла домой одна, ревела как белуга. Никакого настроения, одни маты в голове. Села на лавочку и закурила сигарету. Вдруг подходит ко мне женщина и начинает делиться своими впечатлениями. Оказывается, зритель увидел спектакль с другой стороны – всем все понравилось, а мы зря расстроились. Я с радости отдала свои сигареты, бутылку вина бездомному, ещё и фруктов ему прикупила. С таким настроем я была готова покорить любые вершины!

Что вы любите и не любите в своей профессии?

В театре меня практически ничего не раздражает. Если подумать, то можно вспомнить о непрофессионализме, блате, плохом вкусе и невоспитанности. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Я всем сердцем люблю свою работу и отдаюсь ей без остатка. Я обожаю внимание зрителей, не могу себя представить без чувства удовлетворения и счастья после сложного спектакля.

Актеры не зря работают в театре за маленькую зарплату, это профессия предначертана судьбой. Я за одну смену в кино могу заработать месячный оклад в театре, но, тем не менее, не бросаю его. Постоянные репетиции и спектакли перед живым зрителем вдохновляют меня, они – мой воздух. Еще я люблю наш график работы – нет утренних подъемов.

У нас может не быть выходных полгода, а потом десять дней рабочих – и весь месяц свободный. Я люблю и загруженные, и свободные дни. Иногда я скучаю по съемкам, но понимаю, что артистам нужен отдых, чтобы соскучиться по проекту и потом выложиться на все сто.

О какой профессии вы бы хотели узнать еще?