А и правда! ПОчему персонажи русской литературы калечат детскую психику
29.07.2020Пушкин, Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн и многие другие русские писатели писали совершенно разные истории, но в них всегда на первом месте были страдания.
Я с самого детства очень любила читать. А потом как-то мне в голову пришла мысль: а как именно влияют на детей, на их психику и мировоззрение произведения, которые они читают по школьной программе?
И я решила все хорошенько проанализировать.
На уроки русской литературы в школьной программе выделяется очень много часов.
За это время мальчики и девочки превращаются в юношей и девушек. Как раз в это время и формируются принципы и убеждения, приходит понимание того, что такое любовь и дружба. Уроки литературы должны помогать школьникам взрослеть, и воспитывать в них нравственность.
В произведениях поднимаются самые разные важные жизненные вопросы: отношения между родителями и детьми, поиск смысла жизни, поиски любви, где найти счастье. Но во всех произведениях есть одно общее: не надо верить в счастливый конец. Только вспомните, как сложилась судьба многих героев: Анна Каренина – погибла, бросившись под поезд, Маша Троекурова вышла замуж за старика, Катя Маслова – попала на каторгу.
Мы читаем эти книги, сочувствуем главным героям, а в мозге появляется мысль: не надо ждать от жизни ничего хорошего.
Во всех произведениях главные герои страдают, мучаются. Только вспомните: Соня Мармеладова – стала проституткой: ей надо кормить отца-пьяницу и еще троих детей, Татьяна выходит замуж за нелюбимого человека.
Женские героини в русских произведениях постоянно приносят себя в жертву, наслаждаться жизнью нельзя ни в коем случае.
Я почему-то вспомнила, как однажды наша учительница по литературе спросила: «Ребята, мне интересно ваше мнение: а в чем по вашему, смысл жизни?»
Наш двоечник Толян с последней парты сразу же ей ответил: «В удовольствии и радости». Я, конечно же, заявила: «Ты совершенно не прав! Смысл жизни – в жертвовании собой!»
Толяна учительница поругала, а меня – похвалила. Но как потом показала жизнь: Толян оказался умнее и прозорливее меня.
Но поняла я это только спустя многие годы. Когда поняла, что мои подруги меня просто используют, а мужчины предают. Только тогда я поняла, что самопожертвование годится для книг, но совсем не подходит для реальной жизни. Это не сделает человека счастливым.
Естественно, оправдывать себя судьбой литературных героинь смешно и глупо. Но в то же время – это так удобно: всегда можно найти в литературе пример того, что происходит и в твоей жизни. Например, тебе на дает нормально жить твоя свекровь. Вспомните, а ведь так же было и Катерины из «Грозы». Или, например, вроде бы и все в вашей жизни хорошо, а счастливой вы себя не чувствуете. Так было и с Анной Карениной.
Мальчики совершенно по-другому относятся к литературным героям, а вот девочкам обязательно надо идентифицировать себя с героиней, сравнивать себя и ее. Может быть, именно поэтому девушки так любят читать. Книги оказывают большое влияние на все девичьи фантазии. Изучение многих произведений происходит именно тогда, когда приходит первая любовь и первые разочарования. Это всегда трудно пережить, а тут еще и в книгах читаешь про несчастную любовь, предательство, измену. Вот и получается, что подростки попадают в психологическую ловушку.
Подростки приходят к неутешительному выводу: если любовь настоящая, то за нее нужно обязательно страдать. А как же иначе? Ведь в литературных произведениях все именно так.
В голове появляется установка: надо терпеть боль и унижения. После этого девушкам очень сложно построить нормальные отношения с мужчиной.
Почему же писатели всегда пишут свои книги именно так? Да потому что иначе будет не интересно. А что же может быть интересного в том, что молодые люди встретились, познакомились, влюбились, поженились и жили счастливо? Нет, это же так скучно. Надо чтобы обязательно была трагедия, какая-нибудь беда.
И обо всем этом подростки читают тогда, когда они еще мало знают жизнь и психика их еще не окрепла и к этому не готова.
Иногда свое неправильное понимание многих произведений школьникам навязывают их учителя.
Вот и получается, что подростки со школьной скамьи начинают думать, что спокойная семейная жизнь – это так глупо и неинтересно. А как же неприятности, скандалы, накал страстей?
Уроки литературы очень сильно влияют на мировоззрение школьников, прививают им моральные ценности, учат умению сочувствовать. Кроме этого они еще развивают и память, появляется умение высказывать свои мысли и умение рассуждать.
Но может быть, все-таки стоит добавить в школьную программу и произведения с оптимистичными сюжетами и героями, которые будут жить счастливо и наслаждаться жизнью? Может быть, все-таки хватит страданий и самопожертвований?
А какие произведения убрали бы вы из школьной программы? А какие бы обязательно ввели для изучения в школе?